К профессии бармена многие россияне по-прежнему относятся с предубеждением.
Это отметили участники и гости Всероссийского отборочного тура международного чемпионата барменов (World Cocktail Competition 2010). Конкурс прошел 2 сентября 2010 г. в развлекательном комплексе Golden Palace. По словам экспертов, несмотря на то, что барменское дело развивается в России с 1990-х годов, многие до сих пор не признают его как отдельную профессию или же воспринимают это занятие как подработку. Чтобы переломить устоявшееся мнение, в нашей стране проводят специальные конкурсы среди профессионалов. И сами бармены уже отмечают, что отношение к их специальности как к несерьезной постепенно меняется.
Культура пития в России только обретает определенные формы: появляются коктейльные бары, где приготовление напитков находится на высоком уровне. Пока эта тенденция характерна для Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах ситуация отстает. На Западе же давно принято считать, что именно бармены, наравне с сомелье, формируют искусство потребления напитков.
«В середине 1980-х в СССР даже профессии такой не было – бармен. В трудовых книжках писали просто – «буфетчик». Да и коктейлей в стране практически нигде не делали, разве что в барах при гостиницах или в редких дорогих ресторанах. Но смельчаки, решившие стать барменами, находили выход: некоторые, например, устраивались на пароходы. Так они могли побывать в барах в зарубежных странах и перенять опыт у иностранных коллег», – говорит Сергей Цыро, президент Барменской ассоциации России (Б.А.Р.)
В 90-е годы эта профессия стала активно развиваться. Резкий рост ресторанного сектора привел к появлению немалого числа людей, встающих за барную стойку. Это имело и оборотную сторону медали – появилось огромное количество непрофессионалов. Молодые люди шли за легкими деньгами, и многие стояли за стойкой, едва зная, как делать «Кровавую Мэри».
Сегодня ситуация изменилась. Так, при Барменской ассоциации России действует специальный Учебный центр. В нем слушатели набираются опыта у ведущих барменов и менеджеров известных баров и ресторанов. Также дополнительное обучение проводят компании-производители. Например, свой образовательный курс разработала Группа компаний «КиН» (лидер российского рынка коньяка). На ее заводе для начинающих барменов проводят экскурсии по производству и единственному в России Музею истории коньяка.
«Мы четко уверены, что обществу необходимо прививать навыки культурного отношения к напиткам. Отсюда и важность обучения барменов, ведь именно они становятся носителями в массы культуры пития. И мы, как производители, придаем огромное значение работе с барменами», – подчеркивает Екатерина Кузьмич, руководитель программы «KINg Bartenders» Группы компаний «КиН».
Становлению профессии в нашей стране способствует и участие российских барменов в международных первенствах. Уже десятый год подряд Группа компаний «КиН» поддерживает сборную России на соревнованиях.
В профессиональном плане наши бармены не отстают от мировых трендов. Взять, к примеру, совершенно новый стиль – стрит-флейринг («уличный флейринг»), в котором велика роль элементов брейк-данса. Сейчас это направление активно развивается в Европе. Его пропагандистом и агитатором выступает легендарный английский бармен Николас Сент-Джин. Российские коллеги уже переняли идею стиля и даже создали проект «Dance Flair show». Его авторы – чемпион России по флейрингу-2010 Алексей Балашов и чемпион 2005 г. Алексей Свиридов. Они первыми в стране «смешали» брейк-данс с искусством приготовления коктейлей.
«Что и говорить, наши бармены постоянно развиваются. Некоторые ребята во флейринге могут задать жару даже цирковым жонглерам. Они умеют ловко смешивать коктейли и создают необычные напитки, что не раз доказывали на мировой арене. Креативность, ответственность, исполнительность, ловкость, общительность – это про них», – отмечает Сергей Цыро.
Бармен сегодня – это не только знаток напитков и блюд, но и психолог, жонглер и даже эрудит. Настоящий человек-оркестр! На мировых чемпионатах не раз отмечали мастерство российских барменов. Им осталось только добиться признания своего занятия как самостоятельной профессии у себя на Родине.